У нас на Руси, с незапамятных пор, слывет Никола в народе «морским» и «мокрым». Последнее прозвище укрепилось за ним и не только потому, что его молитва спасает плавающих по водам, но и оттого еще, что он держит в своей властной руке и воды подземные. Влага, выступающая из-под земли и спасающая поля от засухи, поднимаясь в виде испарений и снова падая на грудь земную дождем, в некоторых местностях признается даром святого Николая чествующему его народу-землепашцу. Потому-тои остается во многих селах на сжатой ниве горсть колосьев «на бороду святому Николе» — обычай, в большинстве случаев связанный с почитанием Ильи-пророка. Святой Николай-чудотворец представляется воображению народа то в образе «доброго деда», то в виде сурового старца; то облик его проходит богатырской поступью, напоминающей «походочку» Микулы Селяниновича, сына Матери-Сырой Земли. На русских иконах его изображают пожилым человеком — с седой бородой, с залысинами на лбу — и в епископском облачении. И оказывается, именно этот строгий человек становится под Новый год румяным, красноносым Дедом Морозом, а также Санта-Клаусом. Николаю-чудотворцу приписывается не только власть над морями, не только защита хлебородных полей, но и многое другое. В одной из легенд говорится, что Николай ввел в обычай дарить подарки на Рождество. Сам он дарил подарки тайно и долгое время никто не знал, от кого дети и бедняки получают игрушки, лакомства и золотые монетки. Потому, наверное, Святой Николай и сейчас приходит в дом невидимкой — детишки утром находят подарки, а самого Рождественского Деда уж и след простыл. Николин день — начало зимнего сватовства. По поводу женитьбы говорили: «Хорошую невесту и на печи найдут», «Не заламывай рябинку на вызревку; не сватай девку, не вызнавши». «Не кайся, рано вставши; кайся, рано женившись», «Один женился — свет увидел, другой женился — с головой пропал». «Кому на ком жениться, тот в того и родится!», — говорит старинная русская пословица. «Всякая невеста — своему жениху невестится!», — дополняет ее смысл другая. И вот, верующий в заступничество Николы Милостливого деревенский люд наделяет его силою «связывать судьбу суженых». Отсюда — обычай служить после свадебного сговора молебствие Николаю угоднику о благополучии брачующихся. «Смерть да жена — Богом суждена!» — по убеждению народной мудрости. «Судьба придет, по рукам свяжет». И простолюдин, решающийся на такой важный шаг жизни, прежде всего, вспоминает о своем могучем заступнике. Во многих местах России с Николина дня справляли так называемую «никольщину». Праздновали в течение нескольких дней, обязательно вскладчину, с большим количеством пива или браги из зерна нового урожая. В старину на Николу приносили мужики в церковь жареных петухов, баранину и караваи хлеба. Часть этого отдавалась причту церковному за молебен, а остальное — шло на угощение съезжавшихся и сходящихся на братчину. «На братчину ездят не званы!», «Братчина судит, ватага — рядит!» — говорили в народе. — «На Никольщину и друга зови, и ворога зови, оба друзьями будут!» — добавлял он в другом изречении, намекая на то, что за одним столом с братающимся людом сидит и ЯР-Хмель, общий примиритель. «Николить» — праздновать Никольщину — является в то же самое время равнозначащим словом: пить, гулять, пьянствовать «В отличие от прочих это праздник стариковский, большаков семей и представителей деревенских и сельских родов. Праздник длился 3-4 дня. «Неладно бывает тому, — записывал современник, — кто отказывается от складчины и уклоняется от празднования: такого хозяина изводят насмешками». Но и слишком большое усердие в застолье тоже не поощрялось, о чем говорят сохранившиеся народные выражения вроде таких: «дониколился до сумы», «что накопил, то и прониколил», «знать мужика, что Никольщину справлял, коли на голове шапка не держится». В таких поговорках народ сам подсмеивается над своим обычаем, но он же все-таки не так уж строго порицает этот последний, если и теперь повторяет старые слова: «Никольщина красна пивом да пирогами!», «Для кума Никольщина бражку варит, для кумы пироги печет!», «Городская Никольщина на санках по улице бежит, а деревенская в избе сидит да бражку пьет!», «Горевал мужик по Никольщине, зачем она не целый век живет!». «Зимний Никола был в старину днем первого хлебного торга. «Цены на хлеб строит Никольский торг!», «Никольский обоз для боярской казны дороже золота!», «У доброго мужика и на Никольщину торг стоит!»... Длинная цепь подобных зим, подсказанным многовековым хозяйственным опытом, поговорок замыкается наиболее точною из них: «Никольской торг всему указ». С Николы молодежь начинала подготовку к святочным посиделкам, договаривались об откупе избы у какой-нибудь бедной одинокой старухи или у вдовы, заготавливали дрова, лучины, наряды, принимались за изготовление святочных масок для ряженых и костюмов для разыгрывания пьес и сценок из репертуара традиционного народного театра. На Николу на вечерке не работала, «совсем не берут прялиц да швеек или если и берут, так разве для славы. Придут молодцы и скажут; «Ну-ко, девицы красны — песенку нам!». В этих случаях пели песни, которые пелись скоро и неизбежно оканчивались приглашением поцеловаться.
Литература: - Анисонян М. Новогодний дед / М. Анисонян // Природа и человек (Свет). — 2005. — № 1. — 70-71.
- Зурабова К. Когда родился Дед Мороз? / К. Зурабова. — Дошкольное воспитание. — 2005. — № 12. — С. 86-92 : ил.
- Коринфский А. А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа / А. А. Коринфский. — Смоленск. : Русич, 1995. — 656 с. — (Русичи).
- Круглый год. Русский земледельческий календарь / сост., вступ. ст. и примеч. А. Ф. Некрыловой. — М. : Правда, 1991. — 496 с. : ил.
- Русский народный православный календарь : в 2 т. Т. 2. / авт.-сост. В. В. Усов, — М. : МСП, 1997. — 576 с. : ил.
- Энциклопедия российских праздников. — СПб. : Респекс, 1997. — 448 с.
Информация подготовлена Залом универсальных фондов. по материалам сайта: http://www.publiclibrary.ru |