Задания на развитие памяти
1. Составление рассказа по опорным словам.
На доске пишут пять слов, например: «Лыжи, дети, шапки, снег, зима». Дети смотрят 3–5 минут на доску. Затем слова стирают. Нужно написать предложения, используя написанные слова. В старших классах можно просить написать маленький рассказ, в каждом абзаце которого должно встречаться ключевое слово. В более простом варианте слова пишутся по памяти на бумажке, затем составляется рассказ. В более сложных случаях все слова нужно запомнить и «доставать» из копилки по мере надобности.
2. «Парные картинки». Количество играющих – от 2 до 5–6 человек. Используются наборы карточек для игры «мэмори», можно купить парные открытки. Всего нужно 36 пар карточек. Все картинки выкладываются на игровом поле 12?6. В упрощенном варианте карточки лежат картинками вверх, играть может и один ребенок. Нужно на игровом поле найти парные картинки. В сложном варианте карточки кладут «рубашками» вверх. Открывают по две картинки, открывший две одинаковые забирает их себе. Побеждает тот, кто соберет больше карточек.
3. «Метаморфозы». Играют двое детей. Один смотрит на другого. Потом первому завязывают глаза. В это время взрослый что-то меняет в одежде второго: завязывает шарфик, расстегивает пуговицу, убирает ремень... Затем первому ребенку снимают повязку – и он должен сказать, что изменилось во внешнем облике второго.
4. На музыкальном занятии можно поиграть в нотную игру. Нужно вспомнить как можно больше слов, в которых спрятаны ноты. До-ре-ми-фа-соль-ля-си. Дом, мир, фасоль, дорога... Побеждает тот, кто вспомнит слов больше всех.
На музыкальных занятиях хорошо подвигаться под музыку. Музыка заиграла, дети бегают, прыгают. Музыка остановилась, все сели быстро на стульчики или остановились.
5. «Память предметов». В этом задании нужно от лица предмета написать свою историю. Из чего он сделан, что с ним происходило. Очень хороша эта игра в старших классах для повышения самооценки учеников. Использовать для этого можно понятия «разбитая чашка», «использованная тетрадь». Сколько ярких слов может придумать ребенок, которому достанется роль «уголька» или «помятой обложки»!
6. «Вспомнить все». Выбирают какое-то обобщающее понятие, допустим, «фрукты». Первый ребенок называет одно слово, второй должен сказать это же слово и добавить свое, третий – сказать три слова. «Яблоко. Яблоко – апельсин. Яблоко – апельсин – груша». Побеждает тот, кто сможет составить наиболее длинную цепочку.
Развитие логической памяти
«Фразовые картинки». На первом этапе картинки-карточки можно использовать любые – от фотографий до открыток или карточек из любого лото. Ребенку говорят фразы, в которых использованы слова с картинок. «Красная чашка стояла на столе (есть картинка стола и чашки)». «Кошка гонится за мышью (есть картинка кошки, мышки)». Ребенок выбирает подходящие картинки, затем он должен воспроизвести фразы, которые сказал учитель.
На втором этапе картинки заменяются словами. В упрощенном варианте написано «красная чашка». В усложненном может быть только слово «красный», «чашка» или «посуда».
Задания на развитие концентрации внимания, активизации памяти
1. «Анаграммы». Нужно из одного слова путем использования составляющих его букв придумать новые слова. Дорога «рог, дог, град, город...».
2. «Найди различия». Есть две похожие картинки, которые отличаются друг от друга деталями. Нужно найти различия между ними. Можно использовать картинки из детских журналов или специальных пособий.
Если ребенку сложно работать с картинками, можно использовать предметы. На столе расставляются 10–15 игрушек, школьных принадлежностей. Ребенок 3 минуты смотрит на стол. Затем закрывает глаза, взрослый убирает один или несколько предметов. Нужно сказать, что убрано. Второй вариант – взрослый меняет предметы местами.
3. «Найди букву». Ребенку дается карточка с печатным текстом. В течение 5 минут он должен найти и зачеркнуть в тексте конкретные буквы, например, все буквы «к» или «п». По мере тренировки можно усложнять задания: «к» подчеркивается, а «п» обводится кружком. Тексты можно брать из газет, т.к. в задании не требуется понимание, нужно найти определенные буквы.
4. «Найди слово». Буквы пишутся слитно или в виде квадрата. Можно использовать классную доску или заранее подготовленный печатный текст. Например:
Уриатмрмурокгпаомтдорогараои;
или:
Т О Р У
Р О Д Л
Т К Р О
Нужно найти в «шифровке» слова, имеющие смысл.
5. «Найди число». Можно играть с цифрами и числами. Например: «Найти число 34. Сколько раз оно встретится?».
564734675889434675835
6. Лабиринты. Можно самим нарисовать дорожки. Скажем, на одной стороне листа нарисована рыбка, на другой – озеро. Взрослый заранее прочерчивает пересекающуюся в нескольких местах дорожку. Ребенок должен повторить путь. То же самое можно сделать на классной доске. Недавно в продаже появились книжки с необычными лабиринтами. Если правильно нарисовать путь, а затем закрасить его цветным карандашом, появится картинка.
7. «Найди животное». Взрослый произносит слова или читает текст. Ребенок должен хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится название животного.
8. «Найди цифры». Пишется ряд цифр в произвольном порядке по линии или в квадрате. Ребенок должен найти, назвать и показать по порядку все цифры (или числа), которые написаны на карточке, т.е. восстановить последовательность. Важно засекать время, за которое ребенок восстановит последовательность, записывать в тетрадь и потом показывать ему результат.
9. «Геометрическое домино». Берутся треугольник, квадрат, круг, ромб. Каждый в трех размерах и трех цветов. Нужно выложить фигуры в линию так, чтобы совпадали соседние фигуры хотя бы по одному признаку. Допустим, большой желтый квадрат может соседствовать с желтым средним кругом, большим красным ромбом или маленьким зеленым квадратом. Побеждает тот, кто сделал меньше всего ошибок.
Елизавета Меланченко,
врач-невролог,
ведущий специалист Центра лечебной педагогики
Источник: http://zdd.1september.ru |