"Я
говорю трехлетней дочери, что не могу остаться с ней, что она несколько
дней поживет у бабушки, а потом я приеду. Всего на несколько дней,
мне надо уехать по работе. А она не хочет меня слушать, закрывает
уши, убегает и плачет. Как ей объяснить и не расстроить ее при этом?"
- подобные вопросы часто задают мамы детскому психологу.
Ответ на вопрос обеспокоенной мамы прост и сложен одновременно.
Но мы знаем, по крайней мере, одно решение - сказку.
Она способна подготовить ребенка к болезненной, но неизбежной ситуации
- отъезду мамы. Дети всегда открыты сказке. С ее помощью можно дать
совет, помочь взглянуть на проблему по-другому, подтолкнуть ребенка
к творческому поиску и к попытке самостоятельно ответить на свои
вопросы, дать информацию, которую ребенку было бы трудно воспринять
без сказочной обертки.
Но, с другой стороны, далеко не всегда у уставшей мамы найдутся
силы, время, желание и фантазия для того, чтобы не просто почитать
детскую книжку, а сочинить сказку для ребенка. Не обычную сказку,
а такую историю, которая бы производила желательный терапевтический
эффект. Однако сложно сделать только первый шаг. В данном случае
- принять решение: я буду сочинять сказку для ребенка! Тем более,
что самостоятельно сочинять сказку придется очень недолго: дети
быстро, активно, с большим желанием включаются в этот процесс.
Итак, приступаем к сочинению сказки. Допустим, она будет на тему
вынужденного отъезда мамы на несколько дней. Ребенок знает о предстоящем
событии, беспокоится, переживает, говорит, что не отпустит маму,
не останется с бабушкой. Здесь важно решить, какие моменты должны
войти в сюжет сказки, а для этого необходимо четко представлять
сценарий ваших действий: на какой срок вы уезжаете, кто будет проводить
время с ребенком, будет ли он в этот период посещать детский сад
и многое другое.
Вам хотелось бы, во-первых, избежать "предварительных"
капризов, во-вторых, самой оставаться спокойной в этой ситуации,
в-третьих, иметь возможность сказать ребенку правду: "Меня
не будет несколько дней", - и сохранить при этом хорошие взаимоотношения.
Следующий этап - выбор героев сказки. Вы обращали внимание, как
слушают дети искусного рассказчика? Они буквально "входят"
в сказку, следуя в ней за своими героями, переживая вместе с ними
радость, горе, страх и триумф победы. Дети одновременно слышат голос
рассказчика, перед их глазами проходят на внутреннем экране образы
и картины сюжетной линии рассказа, и они физически и эмоционально
"проживают" все сюжетные перипетии. Это очень ответственный
этап. Ребенок должен ассоциировать себя с главным героем и в то
же время иметь возможность дистанцироваться от него при желании:
"…Это ведь не со мной происходит, а с ним…"
Желательно, чтобы для вас и других значимых людей из окружения
ребенка тоже нашлись роли в вашей сказке. Это важно в том случае,
если вы хотите регулярно использовать сказку в качестве терапевтического
приема. Оптимально в такой ситуации подходит семья каких-либо существ:
зайчиков, колобков, грузовичков - выбор зависит исключительно от
пристрастий ребенка.
За несколько дней до отъезда можно начать рассказывать сказку про
мамину командировку. Почему используется именно формулировка "начать
рассказывать"? Потому что вы наверняка замечали, что дети в
возрасте 2,5 - 5 лет очень любят сказки с циклическим
сюжетом (когда один и тот же сюжет повторяется многократно с незначительными
вариациями: сказка "Колобок", "Теремок", "Репка"),
а также многократные повторения одной и той же сказки. Поэтому во
время подготовки ребенка к отъезду мамы сказка будет рассказана
многократно, дополнена большим количеством подробностей, станет
совместным произведением взрослого и маленького рассказчиков.
"Психологический центр Адалин"
|